<
РУСЬ ВЕДИЧЕСКАЯ ВСЕЯСВЕТНАЯ ГРАМОТА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
РЕДКИЕ КНИГИ СТАРЫЕ КАРТЫ ГЛАВНАЯ Х-ФАЙЛЫ
Стр.62

       ФАТИМСКАЯ ВЕСТЬ
       Антонио А.Борелли


            ПРЕДИСЛОВИЕ
            Слова Божьей Матери о России

            Небольшая работа, которую мы с радостью представляем русскому читателю, говорит о явлениях Пресвятой Богородицы трем португальским детям в Фатиме между маем и октябрем 1917 года.
            Подлинность этих явлений подтверждается поразительным чудом — «пляской солнца», — которое совершилось на глазах у пятидесятитысячной толпы, что присутствовала на месте явления детям Пресвятой Девы 13 октября.
           Обращаясь к ним. Она говорила и со всем миром. Лусии, Жасинте и Франсишку Она повелела донести до всего человечества весть о Её глубокой скорби, вызванной греховностью и нечистотой людей. Если люди не исправятся, сказала Пресвятая Дева, последует невиданное наказание, которое приведет к исчезновению многих народов.
            Как мы увидим, особое внимание Она уделила России. Из Её вести следует, что грозящего наказания можно будет избежать, если люди обратятся к Богу, а Россия будет посвящена Пренепорочному Сердцу Марии, и будет введено искупительное причастие первой субботы на протяжении пяти месяцев.
            Поклонение Фатимской Богоматери быстро распространилось в Португалии и по всему Западу. В Фатиме был построен большой храм, возведенный Святым Престолом в ранг собора. Сотни тысяч людей — миряне, священники, епископы со всего мира — ежегодно посещают его во время паломничества в Фатиму. Здесь побывало и два Римских Первосвященника.
            Все, что стало известно об этих явлениях в католическом мире, привлекло огромное внимание к ним и за его пределами. Говоря это, мы имеем в виду прежде всего Россию, которая как бы просыпается сегодня и для свободы, и для праведной жизни.
            О Фатимских явлениях написано множество книг — и популярных, и богословских. Данная работа, принадлежащая перу известного бразильского автора Антонио А. Борелли, выделяется своим четким и ясным раскрытием темы.
            Книга эта, замечательная своей объективностью и внутренней убежденностью, выдержала на Западе 84 издания на семи языках общим тиражом в миллион тридцать тысяч экземпляров. Сам автор вместе со множеством его читателей всегда желал, чтобы его книга проникла в Россию, которая удостоилась особого упоминания Богородицы.
            Русское издание этой книги обращено прежде всего к католическому читателю, но также и христианам других исповеданий. Так, в православной среде почитание Пресвятой Богородицы по-прежнему приносит плоды, полные чудодейственной силы и обетования. Удивительным образом это почитание выражает себя языком иконы; мы говорим об известной иконе «Знамение», изображающей Пресвятую Деву молящейся со Словом Божиим в Её сердце (см. энциклику Euntes in Mundum Иоанна-Павла II, посвященную тысячелетию Крещения Руси).
            Россия с её неоценимым культурным прошлым — это великая нация, предназначенная Промыслом Божиим быть связующим звеном между Западом и Востоком. Её народ, несмотря на все перипетии её истории, в своей коллективной памяти сохраняет безмерное сокровище веры и её преданий.
            Весь мир, однако, проходит сегодня период нестроения и хаоса. Не миновала эта участь и Россию, где люди особенно страдают от множества неурядиц и неустройств. Пресвятая Дева в Фатиме, обратив Свой материнский взгляд на весь мир, особым образом отметила Россию, предсказав её обращение после множества тяжких наказаний и испытаний, которые затронут все человечество.
            Дабы по мере возможного избежать их, приблизив торжество Пренепорочного Сердца Марии, нам следует прибегать к средствам, указанным Ею самой: сердечному почитанию Матери Божией, молитве, покаянию, исполнению заповедей Божиих. Таким образом можно будет не только найти решение тех или иных проблем этой громадной страны, но вместе с духовным обновлением России устроится в конце концов и её историческая судьба.
            Возможно, эти размышления вызовут у кого-то скептическое или презрительное отношение. Неверующие или маловерующие могут посмеяться над тем, что покажется им столь немудреным. Искать разрешение их в безыскусной вести, принесенной в мир тремя неграмотными деревенскими ребятами, — разве это не нелепость?
            Надеемся, что, связав таким образом весть Фатимы с актуальнейшими проблемами России и всего мира, мы сумеем лучше понять то, что откроется на последующих страницах.

            ВВЕДЕНИЕ
            Фатимское явление

            Книги, посвященные событиям в Фатиме, представляют собой описание явлений и бесед Пресвятой Богородицы с ясновидящими во всем их историческом контексте. Они рассказывают и о том, как отнеслись к явлениям местные жители, и об опросах ясновидящих и свидетелей, и об исцелениях и необыкновенных обращениях, и о множестве других поучительных фактов, касающихся самих детей, удостоившихся явлений, и духовного их развития, а также обо всех других связанных с этим эпизодах. Это вполне логично и понятно.
            Однако есть немало читателей, что нуждаются в тексте, позволяющем им глубже проникнуть в сущность этих явлений. Они хотели бы прежде всего понять ту весть, которую Богородица пришла возвестить людям, и полнее ответить на Ее требования.
            Стремясь ответить на столь естественное желание, мы составили этот рассказ, который включает в себя лишь то, что произошло между Пресвятой Богородицей, Ангелом Португалии и ясновидящими детьми. Поэтому в нашем повествовании все иные обстоятельства, добавляющие какие-то новые краски или детали, расцвечивающие фатимскую историю, отодвинуты в сторону, и внимание сосредоточено на самом главном.
            К рассказу о явлениях Ангела в 1916 году и Пресвятой Богородицы в 1917 году добавлены особые откровения, которые были даны тому или иному из фатимских ясновидящих, в особенности сестре Лусии. Поскольку они составляют важное добавление к явлениям в Кова да Ирия, их нельзя опустить.
            При первой редакции этого труда мы опирались в основном на две очень известные работы, которые мы рекомендуем читателям, желающим знать полную историю Фатимы. Первая из них принадлежит американскому католическому писателю Вильяму Томасу Уолшу, которая называется «Our Lady of Fatima», автор второй — о.Жоао де Марши, которая называется «Era uma Senh-ora mais brilhante que о sol...» («Жена, облеченная в солнце...»).
            Отец де Марши провел три года в Фатиме, опрашивая основных свидетелей событий и внимательно сопоставляя их показания. Он не раз беседовал с сестрой Лусией и мог сверяться с ее рукописями, о коих мы будем говорить немного позже.
            Томас Фильям Уолш отправился в Португалию в 1946 году, чтобы собрать все данные и повидаться на месте с людьми. Он говорил с сестрой Лусией и в своей книre исходил, в частности, из четырех памятных Записок, которые она написала.
            Работы о. де Марши и Уолша заслуживают особого доверия и в основном согласуются между собой. Однако для большей уверенности мы сопоставим их с другими авторами, которые добавляют какие-то факты и проливают дополнительный свет на некоторые детали. Они цитируются в соответствующих местах нашей книги.
            Тем не менее мы не могли получить прямого доступа к наиболее авторитетному источнику, который, несомненно, представляет собой рукописи сестры Лусии. Они остаются до сего времени неизданными, за исключением некоторых разрозненных фрагментов, воспроизведенных авторами, которые могли изучать их.
            По случаю полувековой годовщины явлений в 1967 году, когда вышло первое издание нашей работы, мы обратились с горячим призывом, — бывшим, разумеется, и призывом всех католических душ, — о том, чтобы было осуществлено полное издание этих драгоценных рукописей, для назидания всех тех, кто предан Фатимской Богоматери.
            Мы с радостью сообщаем, что эти призывы наконец-то счастливо осуществились. В 1973 году «Записки и Письма сестры Лусии» были опубликованы отцом иезуитом Антонио Мария Мартинсом (см. библиографию). Это весьма тщательное издание воспроизводит факсимиле рукописей сестры Лусии, расположенных по трем столбцам, где одному и тому же напечатанному тексту соответствуют французский и английский переводы.
            Аббат Себастьяно Мартене Душ Рейш в своей книге «Фатимская ясновишая рассказывает и отвечает на вопросы о явлениях» воспроизводит следующие документы:
            а) серия опросов ясновидящих в эпоху самих явлений, произведенных виконтом де Монтело (псевдоним каноника д-ра Мануэля Нунеса Формигано от Лиссабонской патриаршей кафедры);
            б) опрос, произведенный отцом Х.И.Йонгеном, встретившим сестру Лусию 3-4 февраля 1946 года и опубликовавшим в том же году отчет о беседах с нею в-майском, июльском и октябрьском номерах двухмесячного журнала «Посредница и Царица»;
            в) идентификация исторических мест Фатимы, сделанных самой ясновидящей 20 мая 1946 года;
            г) опросник д-ра Ж.Ж.Гоулвена, которому сестра Лусия письменно ответила 30 июня 1946 года (аббат Себастьяно Мартине душ Рейш сообщает, что сестра Лусия послала рукопись епископу Лейрии, который перепечатал ее в трех экземплярах. Каждый из них был подписан самой ясновидящей и имел следующую судьбу: один был вручен л-ру Гоулвену, другой остался у самой Лусии, третий остался в архиве вместе с оригиналом на попечении епископа Лейрии);
            д) опрос аббата Жозе Педро да Сильса (ставшего позднее епископом Визеи), которому ясновидящая отвечала 1 августа 1947 году.
            Помимо этих показаний и бесед с отцом Марши и Уолшем, о которых мы здесь уже упоминали, у сестры Лусии был ряд бесед в течение пяти дней (с 16 по 20 сентября 1935 года) с писателем Антеро де Фигейредо, о которых она вспоминает в своих Записках (IV. стр. 368-376).
            Канонический процесс, растянувшийся на восемь лет, в течение которых сестра Лусия была много раз опрошена, пришел к заключению, весьма благоприятному для подтверждения подлинности явлений. Епископ Лейрии, монсеньер Жозе Корейя да Сильва, в пасторском послании от 30 октября 1930 года выразился так: «Значение всего того, что касается Фатимы, должно безусловно оправдать столь похвальное усердие.
            Опуская по краnости ряд соображений, смиренно призывая Святого Духа Бога, вверяя себя Покрову Пресвятой Девы Марии, выслушав отцов — консультантов нашей епархии, считаем своим долгом заявить:
            а) объявить достойным веры видения детей в Кова да Ирия Фа-тимского прихода нашей епархии тринадцатого числа от мая месяца до октября;
            б) официально разрешить культ Фатимской Богоматери» (см. «Освящение Церковью культа Фатимской Богоматери» отца Франсишку Рандейро. О.П., в: «Фатима. алтарь мира», т.2, стр. 79-180).
            В издании Записок и Писем сестры Лусии о. Антонио Мария Мартине приводит, среди прочего, несколько писем ясновидящей ее духовнику о. Жозе Фернандо Госалвешу и отмечает, что это тот, «у кого с ясновидящей была наибоее ценная переписка. Большинство этих писем касается вопросов совести и по этой причине не могут быть опубликованы в настоящее время» (стр. 399).
            В предисловии к той же книге (стр. XX) отец Мартине говорит, что писания ясновидящей помимо Записок «содержат тысячи писем, по большей части написанных уже после её вступления в кармелитский монастырь Святой Терезы в Коимбре 25 марта 1948 года».
            В апреле 1937 года о. Айреш да Фонсека обратил внимание епископа Лейрии на то, что первый рассказ сестры Лусии наводит на мысль о существовании других важных данных, касающихся явлений и остающихся неизвестными. Сестра Лусия по новому распоряжению монсеньера Коррейя да Сильва между 7 и 21 ноябрём того же года написала историю своей жизни. В этой второй работе она так же, хотя и достаточно кратко, говорит о явлениях Пресвятой Богородицы и впервые публично рассказывает о явлениях Ангела.
            Относительно её переписки с отцом Гонсалвешем сестра Лусия однажды упоминает о цензуре, что была наложена и составляла определенное препятствие для того, чтобы беседовать с ней о проблемах совести. Вот её слова, приведенные в письме к тому же отцу (21 января 1940 года): «Уже давно я хотела бы вам писать, но многие веши не давали мне сделать это. Главной была цензура. Писать, не говоря о том, что следует сказать, казалось мне тратой вашего времени, писать под цензурой было невозможно. Необходимость была иногда очень большой, но приходилось терпеть. Все прошло, и наш Господь все предусмотрел и для каждой раны предписал средства. Он хорошо знает, что Он — единственный целитель на земле. Честно признаюсь вам, я сомневалась в том, что вы захотите тратить время на меня. Вот почему я безмерно благодарю вас за ваше письмо и любовь, которую вы проявили ко мне, указав мне путь. Да воздаст вам за это Господь» («Записки и Письма сестры Лусии», стр. 418).
            По многим причинам Лусии приходилось хранить молчание по некоторым моментам; с одной стороны, это был совет настоятеля д’Оливаля, аббата Фаустино Жозе Жасинто Ферейры, которому она рассказывала о явлениях, и этот совет был подтвержден подобными же рекомендациями епископа Лейрии; с другой стороны, критика и насмешки, вызванные рассказом о первых явлениях Ангела весной и летом 1915 года, так же, как суровые упреки её матери, побудили к большой сдержанности и осторожности. Впрочем, когда читаешь Записки сестры Лусии, всегда поражаешься её огромному нежеланию говорить о самой себе и, стало быть, обо всем том, что касается явлений.
            В 1941 году епископ Лейрии предложил ясновидящей написать все то, что она еще могла вспомнить о жизни её кузины, имея в виду новое издание книги о Жасинте, которую хотел осуществить каноник Галамба ди Оливейра. «Это повеление, — пишет сестра Лусия, — коснулось самой глубины моей души, подобно лучу света, возвестив мне о том, что настало время раскрыть две первые части Секрета» (см. «Записки и Письма сестры Лусии», стр. 444). Таким образом сестра Лусия начинает свою третью рукопись рассказом об уже известных в настоящее время частях Фатимского Секрета. Затем она описывает впечатление, которое они произвели на душу Жасинты. Рассказ датирован 31 августа 1941 года.
            Удивленный подобными открытиями, каноник Галамба ди Оливейра приходит к выводу, что сестра Лусия не сказала всего в предшествующх документах, и потому обращается с просьбой к епископу Лейрии о том, чтобы тот повелел сестре Лусии написать полную историю Фатимских явлений: «Прикажите ей, монсеньер, (...) написать ВСЁ, абсолютно ВСЁ, ибо ей придется сделать немало кругов в чистилище за то, что она хранила молчание о стольких вещах». Сестра Лусия в качестве извинения сослалась на то, что она всегда действовала толко по послушанию. Каноник Галамба ходатайствовал перед епископом, чтобы епископ повелел ей «сказать ВСЁ, ВСЁ, ничего не скрывая» (видимо, имея в виду третью часть Секрета). Епископ в этом моменте предпочел не брать на себя никаких обязательств: «Такое я не приказывал. В то, что касается секретов, я не хочу вмешиваться». Он ограничился тем, что предложил ясновидящей составить полный рассказ о явлениях (см. Записки IV, стр. 314, 316 — это подчеркивает сама сестра Лусия). Затем была написана четвертая рукопись, датированная 8 декабря 1941 года. Впервые сестра Лусия изложила здесь историю явлений в систематической и упорядоченной форме, заявив, что не упустила ничего из того, что сохранилось в её памяти, кроме, разумеется, третьей части Секрета, которую она еще не получила повеления раскрыть (См. Записки IV, стр. 352).
            В первом варианте этой работы мы стремились восстановить с наибольшей точностью ход явлений, опираясь на основные имеющиеся у нас библиографические источники. К сожалению, мы констатировали расхождения даже между самыми надежными авторами. При публикации рукописи сестры Лусии многие сомнения были развеяны. Однако другие остались. Было бы уместнее обратиться за разъяснениями к самой ясновидящей, которая все еще жива, чтобы она по мере сил могла пролить на них какой-нибудь свет.
            Предлагая читателям настоящую работу, мы стремимся к тому, чтобы весть Фатимской Богородицы все больше и больше становилась предметом изучения, подражания и любви.

            ГЛАВА I
            Явления Ангела Португалии

            Перед явлением Пресвятой Богородицы Лусия, Франсишку и Жасинта — Лусия де Жесус душ Сантуш и ее кузены Франсишку и Жасинта Марто, — проживавшие все трое в деревушке Алжустрел, относившейся к Фатимскому приходу, имели три встречи с Ангелом Португалии или Ангелом Мира.

            Первое явление Ангела


            Первое явление Ангела произошло весной или летом 1916 года перед гротом на холме Кабесо, рядом с Алжустрелем, и, по рассказу сестры Лусии, протекало оно следующим образом:
            Мы были заняты игрой, когда услышали, как сильный ветер зашумел в ветвях деревьев и заставил нас поднять глаза. Мы хотели знать, что случилось, потому что день был совершенно ясный. И тут мы заметили невдалеке свет, что светил чуть восточнее от нас и был белее снега. Свет имел очертания юноши, который был прозрачен, и сиял ярче, чем кристалл в лучах солнца.
            По мере того, как он приближался к нам, мы могли различать его черты. Юноше было лет 14-15, он был необыкновенно красив. Мы были удивлены, почти заворожены и не могли произнести ни слова.
            Приблизившись к нам, он сказал:
            «Не бойтесь. Я — Ангел Мира. Молитесь со мной».
            Встав на колени, он склонился лбом до земли. В каком-то сверхъестественном порыве мы сделали то же самое и повторили слова, которые услышали, как он произнес: «Боже мой, верую, поклоняюсь, уповаю и люблю Тебя. Прошу у Тебя прощения за тех, кто не верует, не поклоняется, не уповает, и кто не любит Тебя».
            Сказав это трижды, он поднялся и продолжил: «Молитесь так. Сердца Иисуса и Марии услышат голос ваших молитв». Затем он исчез.
            Сверхъестественная атмосфера, в которой мы находились, была столь сильной, что в течение долгого времени мы почти потеряли всякое понятие о собственном нашем существовании: мы оставались в той же позе, в которой он оставил нас, все время повторяя ту же молитву. Присутствие Божие было столь захватывающим и близким, что мы не осмеливались обменяться ни единым словом. На следующий день вся душа наша была объята той же атмосферой, которая затем долго не рассеивалась.
            Никто из нас никогда даже и не думал говорить об этом явлении или раскрывать его секрет. Это было само собой. Явление было столь интимным, что о нем трудно было бы сказать хоть словечко. Может быть, это впечатление было потому столь ошеломляющим, что оно было первым. (См. Записки II, стр. 114, 116; IV, стр. 318, 320; Де Марши, стр. 51-52; Уолш, стр. 39-40; Айреш де Фонсе-ка, стр. 121; Голамба ди Оливейра, стр. 52-57).

            Второе явление Ангела


            Второе явление имело место летом 1916 года над колодцами дома Лусии, рядом с которыми играли дети. Вот как рассказывает сестра Лусия то, что сказал Ангел ей, Жасинте и Франсишку: «Что вы делаете! Молитесь! Молитесь усердно! Святейшие Сердца Иисуса и Марии имеют милосердное помышление о вас. Непрестанно приносите Всевышнему молитвы и жертвы».
            «Чем мы должны пожертвовать?», — спросила я.
            «Все, что можете, приносите Богу как жертву в возмещение грехов, которые оскорбляют Его, с молитвой об обращении грешников. Так вы обеспечите вашей родине мир. Я её Ангел-хранитель, Ангел Португалии. В особенности принимайте и со смирением переносите те страдания, которые Господь пошлет вам». Затем он исчез.
            Эти слова Ангела запечатлелись в нашем средце, как свет, который открыл нам Бога и то, как Он любит нас и хочет быть любимым, дал понять значение жертвы и насколько она приятна Ему, и как добиться от Него обращения грешников. (См. Записки II, стр. 116; IV, стр. 320, 322; Де Марши, стр. 53; Уолш, стр. 42; Айреш де Фонсека, стр. 121-122; Галамба ди Оливейра, стр. 57-58).

            Третье явление Ангела


            Третье явление произошло в конце лета или в начале осени 1916 года вновь в гроте Кабесо и, согласно описанию сестры Лусии, происходило следующим образом: «Когда мы пришли и встали на колени, то, наклонив лица к земле, стали повторять молитву Ангела: «Боже мой! Верую, поклоняюсь, уповаю и люблю Тебя, и т.д.». Не знаю, сколько раз мы произнесли эту молитву, когда вдруг увидели неведомый свет, засиявший над нами. Мы вскочили, чтобы увидеть, что это, и увидели Ангела, который держал в левой руке чашу, поверх которой была облатка, и капли крови падали из нее в чашу. Оставив чашу и облатку как бы парящими в воздухе, он простерся до земли рядом с нами, трижды повторив следующую молитву: «Пресвятая Троица, Отец, Сын и Дух Святой, поклоняюсь Тебе из глубины моей и приношу Тебе драгоценнейшее Тело, Кровь, Душу и Божество Иисуса Христа, пребывающих на дароносице земли, во исправление всех обид, святотатств и безразличия, которые оскорбили Его. И в силу бесконечных заслуг Его Святейшего Сердца и Пренепорочного Сердца Марии я прошу Тебя об обращении бедных грешников».
            Потом, поднявшись, он вновь взял в руку чашу и облатку, дал облатку мне, затем Жасинте и Франсишку, и, дав нам испить из чаши, сказал: «Примите Тело и пейте Кровь Иисуса Христа, уязвленного человеческой неблагодарностью. Исправьте преступления их и утешьте Господа вашего».
            Он вновь простерся до земли и трижды повторил с нами молитву: «Пресвятая Троица, и т.д.». Затем он ичез.
            Какая-то сверхъестественная сила окружала нас, заставляя подражать Ангелу во всём, то есть простираться вслед за ним и повторять произносимые им молитвы. Сила присутствия Божия была столь интенсивна, что она поглощала нас, почти полностью нас уничтожая. Мы ощущали, что в течение долгого времени как будто лишились всех телесных чувств. В те дни все поступки, которые мы совершали, были словно напоены той же сверхъестественной силой, которая пронизывала нас. Мы испытывали чувство огромного мира и счастья и полного сосредоточения на Боге, но также и огромного физического изнеможения.
            Не знаю почему, но явление Пресвятой Девы вызвало у нас различные эффекты. У всех была внутренняя радость, мир, счастье, но вместо физического изнеможения была некоторая экспансивная подвижность. Вместо умаления, исчезновения в присутствии Божием — трепет радости. Вместо невозможности что-либо сказать — вдруг возникшая жажда общения. Мне хотелось больше молчать, в особенности о некоторых вещах. Когда меня спрашивали, у меня появлялось чувство внутренней подсказки, которое диктовало мне ответ, и, не давая мне ни в чем не уклониться от истины, оно не открывало того, что должно было остаться сокрытым. (См. Записки II, стр. 118; IV, стр. 322, 326; Де Марши, стр. 34-55; Уолш, стр. 43-44; Айреш да Фонсека, стр. 122-123; Галамба ди Оливейра, стр. 58-59).
            Явлениям Ангела в 1916 году предшествовали три других видения. Между апрелем и октябрем 1915 года Лусия и три других девочки-пастушки, Мария Роза Матиаш, Тереза Матиаш и Мария Юстина, видели на том же холме Кабесо над лесом долины, как в воздухе проплывало «нечто вроде облака, что было белее снега, прозрачно и имело форму человека». Это была «фигура, наподобие снежной статуи, ставшая почти прозрачной благодаря лучам солнца». С этим описанием совпадают и слова сестры Лусии (см. Записки II, стр. 110; IV, стр. 316, 318; Де Марши, стр. 50-51; Уолш, стр. 27-28; Айреш да Фонсека, стр. 119; Галамба де Оливейра, стр. 51).

            ГЛАВА II
            Явления Пресвятой Девы


            В момент явления Пресвятой Девы Лусия де Жесус, Франсишку и Жасинта Марто имели соответственно 10, 9 и 7 лет. Они родились 22 марта 1907 года, 11 июня 1908 года и 11 марта 1910 года. Трое детей жили, как мы сказали, в Алжустреле, в местности, относящейся к Фатимскому приходу. Явления происходили на небольшом отрезке земли, принадлежавшем родителям Лусии и называемом Кова да Ирия, в двух с половиной километрах от Фатимы, по дороге в Лейриа. Богородица явилась на маленьком деревце, на зеленом дубе не более метра высоты. Франсишку только видел Пресвятую Деву, но не слышал Ее, Жасинта Ее видела и слышала. Лусия Ее видела, слышала и говорила с Ней. Явления происходили около полудня.

            Первое явление: 13 мая 1917 года


            Трое ясновидящих играли в Кова да Ирия, когда их внимание было привлечено двумя вспышками света, напоминавшими молнию. Затем они увидели Матерь Божию на зеленом дубе. Это была «Госпожа во всем белом, сияющая, как солнце, распространяющая свет более яркий и более сильный, чем кусочек кристалла, наполненный кристаллиновой водой и пронизанный лучами ярчайшего солнца», рассказывает Лусия. Лицо Ее неописуемой красоты не было «ни печальным, ни радостным, но серьезным», с выражением мягкого упрека. Руки Её, сложенные в молитве, были обращены вверх, с правой руки свисали четки, одежды казались сотканными из света. Одеяние было белым, как белым было и Её покрывало, отороченное золотом и спускавшееся с головы до ног. Ни волосы, ни уши не были видны. Что касается черт Её лица, то Лусия никогда не могла описать их, потому что для неё было невозможно сосредоточиться на этом небесном лице, настолько оно было сияющим. Ясновидящие были совсем рядом с Богородицей — где-то в полутора метрах, — так что находились в круге того же света, который окружал и исходил от Неё.
            В ответ на вопрос Уолша при встрече, на которую согласилась сестра Лусия, о том, как передала она слова Ангела и Богородицы, и повторяла ли она услышанные ею слова или только постигала их общий смысл, сестра Лусия сказала: «Слова Ангела обладали непреложной убедительностью, некоей сверхъестественной реальностью, так что их невозможно было забыть. Казалось, они отпечатались самым точным и неизгладимым образом в моей памяти. Со словами Богородицы все было иначе. Я не могу быть уверенной в точности каждого слова. Я сохранила скорее смысл и облекла в слова то, что поняла. Это не легко объяснить» (Уолш, английское издание, стр. 224). Столкнувшись с этой трудностью — передать в человеческих словах то, что она услышала от Богородицы, — вещь нередкая в некоторых мистических явлениях — сестра Лусия тем не менее всегда стремилась к самому буквальному воспроизведению того, что сообщила ей Пресвятая Дева. Это ясным образом проявилось в том вопросе, который был задан о.Йонгеном:
            - Связаны ли вы тем, что, раскрывая Секрет, вы должны были осмыслить то, что Пресвятая Дева сказала вам, или вы буквально цитируете Её слова?
            - Когда я говорю о явлении, я ограничиваюсь осмыслением слов, но когда я пишу, я, напротив, прилагаю усилия к тому, чтобы цитировать буквально. О Секрете мне хотелось бы написать слово в слово.
            - Уверены ли вы, что сохранили в памяти все?
            - Я думаю, что да.
            - Стало быть, слова Секрета были вам переданы именно в том порядке, в котором они были вам сообщены?
            - Да» (Де Марши, стр. 308-309).
            Ясновидящие всегда понимали так, что последнее явление произойдет в октябре, что, впрочем, было им сказано ясно в августовском явлении. «Шесть месяцев подряд», включая последовательно первые явления. Седьмое, о котором речь впереди, вне этого ряда.
            БОГОРОДИЦА: «Не бойтесь, я не желаю вам зла.
            ЛУСИЯ: «Откуда Вы, Госпожа?
            БОГОРОДИЦА: «Я — с Неба. (И Пресвятая Дева подняла палец, указав на небо.)
            ЛУСИЯ: «Что Вы хотите от меня?»
            БОГОРОДИЦА: «Я пришла, чтобы попросить вас приходить сюда шесть месяцев подряд 13-го числа в тот же самый час. Я скажу вам потом, кто Я и что Я хочу. Затем Я вернусь сюда в седьмой раз».
            ЛУСИЯ: «А я, я тоже пойду на Небо?»
            БОГОРОДИЦА: «Да, пойдешь»
            ЛУСИЯ: «А Жасинта?»
            БОГОРОДИЦА: «Тоже»
            ЛУСИЯ: «А Франсишку?»
            БОГОРОДИЦА: «Тоже. Но он должен будет много молиться по четкам».
            ЛУСИЯ: «А Мария дас Невеш уже на Небе?»
            БОГОРОДИЦА: «Да, она там».
            ЛУСИЯ: «И Амелия?»
            БОГОРОДИЦА: «Она останется в чистилище до конца мира»
            Хотите ли вы принести Богу все страдания, которые Он пошлет вам, дабы загладить все грехи, коими Он был уязвлен, и умолять об обращении грешников?
            ЛУСИЯ: «Да, мы хотим этого».
            БОГОРОДИЦА: «Вам придется много страдать, но благодать Божия укрепит вас».
            Когда Она произносила эти последние слова «благодать Божия» и т.д., то, раскрыв руки, послала нам столь сильный свет, пишет сестра Лусия, — что он проник в нашу грудь и в самую глубину наших душ. Она дала нам увидеть нас самих в Боге, Который и был этим светом, яснее, чем в лучшем из зеркал. И тогда внутренний толчок поверг нас на колени и заставил повторять:
            «О Пресвятая Троица, поклоняюсь Тебе. Боже мой, Боже мой, люблю Тебя в Святейшем Твоем Таинстве».
            Через мгновение Пресвятая Дева добавила:
            — «Молитесь по четкам каждый день, чтобы испросить мир для мира и конец войны».
            Затем, — рассказывает сестра Лусия, — Она начала плавно подниматься в сторону востока, пока наконец не исчезла вдали в безбрежности неба. Свет, который окружал Её, казалось, пролагал Ей путь среди звезд». (См. Записки II, стр. 126; IV, стр. 330, 336; Де Марши, стр. 58-60; Уолш, стр. 52-53; Айреш да Фонсека, стр. 23-26; Галамба ди Оливейра, стр. 63-64).

            Второе явление:
            13 июня 1917 года


            Второе явление возвестило о себе детям с полной ясностью, и они назвали его молнией, но это была не молния в точном смысле слова, но скорее излияние приблизившегося света. Некоторые из зрителей, приблизительно 50 человек, пришедшие на это место, видели затемнение солнечного света в течение нескольких минут от начала встречи. Другие рассказывали, что верхушка деревца, покрытого листвой, казалось, склонилась под какой-то тяжестью за мгновение до того, как Лусия начала говорить. Во время беседы Пресвятой Девы с детьми многие слышали шелестящий звук, подобный жужжанию пчелы.
            ЛУСИЯ: «Госпожа, что хотите Вы от меня?»
            БОГОРОДИЦА: «Я хочу, чтобы вы пришли сюда 13-го числа следующего месяца, чтобы вы молились по четкам каждый день и чтобы вы научились читать. Затем Я скажу вам, что Я хочу.
            Лусия попросила исцеления одной больной женщины.
            БОГОРОДИЦА: «Если она обратится, то выздоровеет в течение года»
            ЛУСИЯ: Я хотела бы попросить Вас взять нас на Небо».
            БОГОРОДИЦА: «Да, Жасинту и Франсишку Я приведу туда очень скоро. Ты же останешься еще некоторое время. Иисус хочет, чтобы ты послужила Ему, помогая людям узнавать и любить Меня. Он хочет установить в мире поклонение Моему Пренепорочному Сердцу. Тем, кто предаст себя Ему, Я обещаю спасение; души эти будут возлюблены Богом, как цветы, предназначенные Мною для украшения Его трона».
            ЛУСИЯ: «И что же, я останусь совсем одна?»
            БОГОРОДИЦА: «Нет, дочь Моя. Ты много страдаешь? Не теряй мужества. Я тебя никогда не покину. Мое Пренепорочное Сердце будет твоим убежищем и путем, который приведет тебя к дому».
            В тот момент, когда Она произносила эти последние слова, — рассказывает сестра Лусия, — Она раскрыла руки и во второй раз послала нам сноп этого огромного света. В нем мы увидели себя как бы погруженными в Бога. Жасинта и Франсишку, казалось, находились в той части света, который восходил к небу, я же была в той части, что струилась по земле. Перед ладонью правой руки Пресвятой Девы находилось сердце, окруженное шипами, которые, казалось, пронзали его. Мы поняли, что это было Пренепорочное Сердце Марии, страдающее от грехов человеческих, которые Она просила загладить»
            Повеление «научиться читать» всегда понималось так, что оно касалось только Лусии, потому что другие ясновидящие, согласно обетованию Богородицы, данному в этом явлении, вскоре были взяты на Небо.
            Кода видение исчезло. Госпожа, неизменно окруженная светом, от Неё исходившим, поднялась без малейшего усилия над зеленым лугом и стала плавно подниматься в сторону востока, пока не исчезла окончательно. Несколько человек, которые находились совсем рядом, заметили, что верхняя листва деревца склонилась в том же направлении, как будто по ней прошло одеяние Госпожи. Такой она оставалась несколько часов, пока не вернулась в прежнее состояние. (См. Записки II, стр. 130; IV, стр. 334, 336; Де Марши, стр. 76-78; Уолш, стр. 65-66; Айреш да Фонсека, стр. 34-36; Галамба ди Оливейра, стр. 70).

            Третье явление: 13 июля 1917 года


            В момент третьего явления небольшое облако, слегка подернутое пеплом, сошло на зеленый луг, солнце скрылось, свежий ветерок повеял над головой, тогда как дело происходило в разгар лета. Г. Марто, отец Жасинты и Франсишку, рассказывает, что он услышал, по его собственным словам, нечто, подобное жужжанию мух в пустом улье: Ясновидящие увидели луч обычного света, и вскоре после этого над деревцем появилась Пресвятая Дева.
            Ясновидящие были очень сдержаны в том, что им говорилось в явлении июня месяца относительно почитания Пренепорочного Сердца Марии, заявляя даже, что Богородица открыла им Секрет. В своих Записках сестра Лусия объясняет, что Пресвятая Дева собственно не просила их хранить это в секрете. «Но мы чувствовали, что Бог побуждает нас к этому», — добавляет Лусия (Записки IV. стр. 236).
            ЛУСИЯ: «Госпожа, что Вы хотите от меня?»
            БОГОРОДИЦА: «Я хочу, чтобы вы пришли сюда 13-го числа следующего месяца, чтобы каждый день вы продолжали молиться по четкам, в честь Богородицы Розария, дабы испросить мир для мира и конец войны, потому что только Она может вам его дать».
            ЛУСИЯ: «Я хотела бы попросить Вас сказать нам, кто Вы, и сотворить чудо, дабы все уверовали, что Вы явились нам».
            БОГОРОДИЦА: «Продолжайте приходить каждый месяц. В октябре Я скажу вам, кто Я и что Я хочу, и сотворю чудо, и тогда все смогут увидеть и уверовать».
            Лусия попросила затем о некоторых обращениях, исцелениях и других благодатных дарах. Пресвятая Дева ответила на это, неизменно рекомендуя молиться по четкам и обещая в этом случае, что просьбы будут исполнены в течение года.
            Ряд авторов сообщает некоторые детали относительно тех благодатных даров, которые Лусия испрашивала у Богородицы. Одним из них было исцеление парализованного сына Марии Карейра. Пресвятая Дева ответила, что Она не исцелит его и не избавит от бедности, но пусть он ежедневно молится по четкам со всей семьей и Она даст ему средства зарабатывать на жизнь (см. Де Марши, стр. 91; Ail-реш да Фонсека, стр. 42). Другой больной попросил Её о том, чтобы немедленно пойти на Небо. Богородица ответила, что он не должен торопиться, и что Она хорошо знает, когда должна прийти за ним (см. Де Марши, стр. 91). Уолш (стр. 86) рассказывает, что «Жасинта говорила (своим родителям) о желании Богородицы, чтобы молитва по четкам произносилась каждый день в каждой семье». Однако единственное упоминание этого благочестивого обычая мы нашли лишь в совете, данном сыну Марии Карейра.
            Она сказала: «Приносите жертвы за грешников и часто повторяйте, в особенности, когда вы приносите какую-нибудь жертву: Господи Иисусе, то делается ради любви к тебе, ради обращения грешников и во искупление грехов, совершенных против Пренепорочного Сердца Марии».

            ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЕКРЕТА:
            ВИДЕНИЕ АДА

            «Закончив эти слова, — рассказывает сестра Лусия, — Она раскрыла свои руки, как и в два предыдущих раза. Сноп (света, который Она отбрасывала), казалось, пронзил землю, и мы увидели океан огня. Погруженные в этот огонь, бесы и души, подобно прозрачным, черным или бронзовым языкам пламени, имеющим человеческие очертания, парили в этом пожаре, несомые огнем, исходившим из них самих, но с облаками дыма, висящего со всех сторон, подобно искрам от больших пожаров, без тяжести и равновесия посреди криков и стонов от боли и отчаяния, которые ужасали и заставляли дрожать от ужаса. Бесы отличались друг от друга ужасными и отвратительными формами жутких и неведомых зверей, которые были прозрачны, как раскаленные черные угли».
            Это видение продолжалось не более мгновения. Лусия от страха издала крик «А!». Она добавила к этому, что если бы не обещание Пресвятой Девы взять их на Небо, ясновидящие тотчас бы умерли от ужаса.

            ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЕКРЕТА:
            НАКАЗАНИЕ И СРЕДСТВО ИЗБЕЖАТЬ ЕГО

            Полные страха и как бы желая позвать на помощь, ясновидящие подняли глаза к Пресвятой Деве, которая сказала им с мягкой грустью:
            БОГОРОДИЦА: Вы видели ад, куда идут души бедных грешников. Чтобы спасти их, Бог учредит в мире почитание Моего Пренепорочного Сердца.
            Если сделают то, что Я вам скажу, — многие души будут спасены и настанет мир. Война окончится, но оскорбления Бога не прекратятся, и при Пие XI начнется другая война, еще гораздо худшая. Когда вы увидите ночь, освещенную неизвестным сиянием, знайте, что это великое знамение, которое Бог посылает, чтобы возвестить вам о том, что этой войной, голодом, гонениями против Церкви и Святого Отца Он накажет мир за его преступления.
            В феврале 1946 года в записке к отцу Иомену сестра Лусия подтвердила, что Богородица произнесла имя Пия XI. Хотя Лусия не знала в то время, идет ли речь о Папе или короле.
            Для сестры Лусии тот факт, на который обычно указывают, что война началась только при понтификате Пия XII, не представляет никакой трудности. Она указывает, что аннексия Австрии и, как мы могли бы добавить, многие другие политические события в конце правления Пия XI представляют собой настоящие огоньки начинавшегося мирового пожара, который разгорелся по-настоящему лишь некоторое время спустя (см. Беседу с отцом Йонгеном у Де Марши, стр. 309).
            БОГОРОДИЦА: Чтобы помешать этому, Я буду просить о посвящении России Моему Пренепорочному Сердцу и о причащении в первую субботу каждого месяца во искупление грехов. Если на просьбы Мои откликнутся, Россия обратится и настанет мир, если же нет, то она распространит свои заблуждения по всему миру, сея в нём войны и гонения против Церкви; праведники станут мучениками, Святой Отец много пострадает, многие народы будут уничтожены. Но в конце Пренепорочное Мое Сердце восторжествует. Святой Отец посвятит Мне Россию, которая обратится, и на некоторое время будет дарован мир.
            Лусия сочла, что видела «великое знамение» с исключительной ясностью, которое астрономы приняли за северное сияние в ночь с 25 на 26 января 1938 года (от 20 часов 45 минут до 21 часа 15 минут с короткими перерывами). Убежденная в том, что мировая война, которая «будет ужасной», — вскоре разразится, она удвоила усилия, чтобы добиться удовлетворения просьб, которые — как мы увидим в четвертой части — были ей с этой целью сообщены. Она написала письмо непосредственно Папе Пию XI.
            Видение ада и пророчество, которое за ним следует, составляют две известные части Фатимского Секрета, полученного ясновидящими во время июльского явления. В предисловии к бразильскому изданию Записок сестры Лусии о. Антонио Мария Мартине О.И. утверждает категорическим образом, что третья часть Секрета, «чей текст не был еще обнародован», касается лишь того, что называют «кризисом Церкви» (цит. соч. стр. XV11). Автор не объясняет, каким образом он узнал об этом, и еще в меньшей степени вдаётся в разъяснение по этому вопросу. Во всяком случае, эта информация столь правдоподобна, что мы не видим, каким образом Секрет мог бы умалчивать о предмете столь важном. Это могло быть причиной того, почему эта часть Фатимской вести не была до сих пор обнародована, несмотря на огромное ожидание, которое существует в мире.
            Интересно отметить, что в Записках III сестра Лусия заканчивает рассказ о второй части Секрета следующими словами: «и миру будет даровано определенное время мира». В Записках IV она тотчас добавляет в виде заключения: «В Португалии вера навсегда останется непоколебленной, и т.д.» Представляется логичным сделать отсюда вывод, что «непоколебимость веры» будет утрачена миром, так что заслуживает специального упоминания тот факт, что вера сохранится в Португалии. Но что означает в точном смысле слова сохранение или несохранение веры в данной стране. Это трудно определить. Тем не менее ясно, что речь в данном случае идет о кризисе веры. Таким образом, этот вопрос касается непосредственно той исключительно серьезной проблемы, которую представляет собой кризис Церкви, потому что кризис веры лежит в самом сердце этого кризиса.
            Впрочем, как сестра Лусия заключает свой рассказ, подсказывает мысль, что третья часть Секрета относится именно к этой части ее рассказа и непосредственно примыкает к фразе, которую мы только что цитировали. Однако это позволяет сделать заключение о том, что наступает эпоха кризиса христианской веры во всем мире. Таким образом, допущение того, что кризис Церкви действительно составляет третью часть Секрета, становится все более и более правдоподобным.
            Коммунизм есть именно то бедствие, коим Бог хочет покарать мир за его преступления. Пресвятая Дева говорит во второй части Секрета, что «Россия распространит свои заблуждения по всему миру». Когда мы видим, что эти заблуждения достигают святилища католической Церкви, так что даже Павел VI заявил о том, что он чувствует, что «сатанинский дым через какую-то трещину проник в самый Храм Божий» (проповедь от 29 июня 1972 года), то нельзя удержаться от мысли, что существует некоторая созвучность между второй и третьей частями Секрета, если третья часть действительно касается кризиса Церкви.
            Наконец, сестра Лусия подчеркивает, что «Секрет состоит из трех различных вещей» (см. Записки III. стр. 218). Первая — это видение ада, вторая — весть о наказании и средствах избежать его, третья — должна затрагивать, согласно с утверждением отца Антонио Мария Мартине О.И. и нашим предположением, — кризис Церкви, обрекающий на ад бесчисленное количество душ (первая часть Секрета), который должен вызвать наказание, что обрушится на мир (вторая часть Секрета).
            Можно найти несколько формулировок той же молитвы. Различные расхождения встречаются даже в рукописях и беседах сестры Лусии. Формулировка, которую мы приводим, взята из Записок IV. стр. 340-342. Она была подтверждена самой Лусией в беседе с Уолшем (стр. 297). В Записках III. стр. 220, возникает столь маленькое различие, что оно не улавливается в переводе; это та самая версия, которая появляется у о. Бернардо Гонсалвеша (см. «Записки и Письма сестры Лусии», стр. 442). В ответе на вопросы д-ра Гоульвена последняя фраза переводится следующим образом: «В особенности оказывайте помощь тем, кто в этом нуждается» (см. Себастьяно Мартине душ Рейш «Фатимская ясновидящая рассказывает и отвечает на вопросы о явлениях», стр. 39). Как мы видим, эта последняя формулировка наиболее отличается от остальных, и на ней Лусия настаивает
            Четвертое явление:

            15 августа 1917 года


            13 августа, в тот день, когда должно было произойти четвертое явление, ясновидящие не могли отправиться в Кова да Ирия, ибо они были уведены управляющим кантона Оурема, который силой хотел вырвать у них Секрет. Но дети держались хорошо.
            В установленный час удар грома, за которым последовала молния, послышался в Кова да Ирия, в то время как зрители увидели белое облачко, оставшееся несколько минут над зеленым дубком. Они были свидетелями также последовательных изменений в цвете на лицах людей, на одеждах, на деревьях, на земле. Все напоминало, что Богородица явилась, но детей не нашла.
            15 августа Лусия находилась вместе с Франсишку и с другим двоюродным братом на земле Валиньеса, принадлежащей одному из ее дядей, когда около четырех часов пополудни начали происходить атмосферные движения, которые предваряли явление Пресвятой Девы в Кова да Ирия: внезапное понижение температуры, уменьшение солнечного сияния. Лусия, ощущая приближение чего-то сверхъестественного, что окружало ее, спешно послала за Жасинтой. Она пришла вовремя, чтобы видеть Пресвятую Деву, которая, возвестив о Себе, как и раньше, излиянием света, явилась поверх зеленого дуба, чуть большего, чем тот, что был в Кова да Ирия.
            ЛЮСИЯ: «Что вы хотите от меня. Госпожа»?
            БОГОРОДИЦА: «Я хочу, чтобы вы по-прежнему приходили в Кова да Ирия 13-го числа и продолжали молиться по четкам каждый день. В последний месяц Я сотворю чудо, дабы все уверовали».
            ЛЮСИЯ: «Как Вы хотите, чтобы поступили с деньгами, которые люди оставляют в Кова да Ирия?
            БОГОРОДИЦА: «Сделайте двое носилок. Первые ты понесешь с Жасинтой и с двумя другими девочками, одетыми в белое. Вторые — понесет Франсишку вместе с двумя другими мальчиками. Эти деньги предназначаются для праздника Богородицы Розария, и остаток пойдет на часовню, которую построят».
            ЛЮСИЯ: «Я хотела бы попросить Вас об исцелении нескольких больных».
            БОГОРОДИЦА: «Да, в течение года Я исцелю некоторых из них. Приняв печальный вид. Она вновь порекомендовала практику умерщвления плоти, сказав на прощание: «Молитесь, молитесь усердно и приносите жертвы за грешников, потому что многие души пойдут в ад, ибо не имеют никого, кто бы жертвовал и молился за них».
            И как обычно. Она начала возноситься по направлению к Востоку.
            Дети отрезали ветви деревца, над которым явилась им Пресвятая Дева, и принесли домой. Эти ветви распространяли удивительно сладостный аромат. (См. Записки II, стр. 150; IV, стр. 342, 344; Де Марши, стр. 127-129; Уолш, стр. 109-110; Айреш да Фонсе-ка, стр. 61-62; Галамба ди Оливейра, стр. 89).

                          Продолжение в следующем номере


/Вернуться к содержанию/
вернуться в раздел
Томск счетчик посещений скачать