РУСЬ ВЕДИЧЕСКАЯ ВСЕЯСВЕТНАЯ ГРАМОТА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
РЕДКИЕ КНИГИ СТАРЫЕ КАРТЫ ГЛАВНАЯ Х-ФАЙЛЫ
Стр.15

       РУСЫ В АРАВИИ

           Бывает, уедешь далеко-далеко и неожиданно встречаешь там своего соседа по дому. Такая встреча удивляет не меньше, чем другие. Когда отправляешься в арабские страны, то заранее предвкушаешь увидеть нечто необычное, экзотическое. Тем удивительнее бывает узнать, что, например, самовар представляет собой неотъемлемую часть арабского быта, да еще и называют его тем же самым словом, что и у нас.
            В Йемене поражает многое. Минареты города Сана напоминают космические ракеты, застывшие перед стартом в небо. Диковинные плоды, неповторимая архитектура, живописные склоны гор с террасовыми полями. Вот бородатые мужчины в национальных юбках неторопливо идут по улице. На боку — кривые кинжалы «джанбийи», но по тому, как они прогуливаются парочкой, взявшись за руки, их скорее можно принять за первоклашек, идущих в школу, чем за суровых горцев. И все же, несмотря ни на что, все чаще и чаще ловишь себя на ощущении, что ты среди знакомых тебе людей. Поведением, манерой общаться, простотой и искренностью йеменцы напоминают русских. Не случайно, наверное, слово «русий» (русский) издавна приобрело здесь значение «друг». И не столько политические тому причины, сколько сходство национальных характеров, некое сродство душ. И не только душ. Среди множества йеменских лиц с ярковыраженными южноаравийскими чертами встречаются такие, которые ты уже вроде бы где-то видел — не то в Рязанской, не то в Калужской области. Вот только излишнюю смуглость убрать, да глаза и волосы посветлее. Сходятся русский с йеменцем очень быстро и легко. Сергей моментально становится «Серджием», а Абдель Васиа — Васей. Словно какая-то историческая память срабатывает. Такое впечатление, что люди не знакомятся, а возобновляют прерванное ранее знакомство.
            Примерно в 30 км к юго-востоку от Саны находится местность с названием Страна Русских (Биляд эр-Рус). Никто не помнит, когда и почему назвали так этот район, как никто не помнит, почему огромный солончак на юго-востоке Аравийского полуострова получил название Отцы Русских (Аба эр-Рус).
            Не только зыбкие субъективные ощущения, но и вполне конкретные факты указывают на то, что в памяти жителей Аравии сохранилось воспоминание о неких «бледнолицых братьях». Предки гордых аравийских бедуинов называли себя словом «ахмар», что значит «красный, рыжий, светлой масти». Есть целый район недалеко от йеменской столицы, выходцы из которого носят «фамилию» Ахмар. Светлый цвет кожи и волос издавна рассматривался бедуинами как признак знатности происхождения. Для них представление о превосходстве, высоком социальном ранге, благородстве прочно ассоциировалось со светлым цветом кожи, волос, глаз. «Светлоокрашенными» в произведениях бедуинских поэтов выступают герои, воины-богатыри, вожди, цари. «Сколько отважных воинов среди них, надежных, чистых, сияющих белизной, как белоснежная газель!» — писал знаменитый бедуинский поэт шестого века Антара ибн Шаддад. В Коране образ людей с белыми лицами получил религиозное осмысление как образ людей добродетельных. В арабский язык вошел фразеологизм «да осветлит Аллах лицо твое», то есть сделает тебя почтенным, уважаемым.
            Путешествие к востоку от йеменской столицы в город Мариб дает новую пищу для размышлений. Здесь, посреди светло-желтой пустыни с сиротливо стоящими отдельными горами, когда-то была столица легендарной царицы Савской с мраморными дворцами и храмами, а рядом — одно из чудес света: марибская плотина. О путешествии царицы Савской в Иерусалим, к царю Соломону, во главе огромного каравана с золотом и благовониями охотно пишут все, кто затрагивает тему сабейского государства. Благо, что это событие подробно описано в Библии и Коране (сура «Муравьи»). Сабейское царство, существовавшее на территории Йемена в XI—II вв. до н. э.. было высокоразвитым сельскохозяйственным и торговым государством. На древних скульптурах видны изображения пшеничных колосьев, виноградных гроздьев и листьев, фигурки баранов и быков. Лица людей — европейские. Сабейская цивилизация не могла появиться внезапно. Ей должен был предшествовать длительный период накопления опыта, развития культуры. Правдоподобным выглядит объяснение феномена сабейской цивилизации как ответвления цивилизации Дильмун. Словом «дильмун» индоевропейцы-шумеры называли нынешние Бахрейнские острова и прилегающие к ним районы Аравийского полуострова. В шумерской мифологии Дильмун связывался с представлениями о создании высочайшей культуры, с «золотым веком» человечества. С третьего по первое тысячелетие до н. э. Дильмун посредничал в торговле между народами Двуречья и Индией. Жители этого государства превратили острова Икарос (ныне Файлака). Тилос (ныне Бахрейн) и Арад (ныне Мухаррак) в хлопковые плантации. Греческое звучание имеют не только древние названия этих островов, но и современное название Ормузского пролива. Это от слова «Гермес» (имя бога торговли). А вот в слове «Кувейт» (буквально: «маленький кут») сохранился тот же корень и в том же значении, что и в русском языке: «огороженное место, укрепление». Значит, название государства Кувейт и его столицы родственно названиям таких, скажем, населенных пунктов, как посе¬лок Красный Кут в Саратовской и Ворошиловградской областях.
            Много тайн хранит еще йеменская земля. В 41 км к юго-востоку от Мариба сохранились развалины храма, построенного около 2700 лет тому назад, а в северо-восточных районах эль-Джоуфа — развалины сабейских и минейских городов трехтысячелетней давности. В горах, недалеко от города Ибб, стоят развалины химьяритских замков. Зафар — столица химьяритского государства — все еще ждет своих исследователей.
            Когда спрашиваешь йеменцев о памятниках исчезнувших цивилизаций на их земле, то они неизменно отвечают, что это «адият». В их ответах поражают будничность интонаций и сам выбор слова, которое буквально переводится как «нечто самое обычное». От того же корня «адий» в русский язык вошло слово адат (обычное право у мусульман). За словом «адият» закрепилось и другое значение, а именно: «нечто очень древнее, античное». Руины не вызывают должного внимания со стороны местных ученых. Тому несколько причин. Одна из них та, что все эти памятники старины не имеют никакого отношения к исламу, а, напротив, представляют собой свидетельства об эпохе язычества, что названа словом «джахилия» (период невежества). Впрочем, некоторым древним постройкам повезло больше. Достопримечательностью города Адена стали огромные каменные бассейны-резервуары для сбора и хранения дождевой воды. Они были настолько добротно сработаны, что, несмотря на возраст в несколько тысячелетий, могут быть и сегодня с успехом использованы по своему прямому назначению. Строителями их были те же, кто основал и сам Аден. По мнению арабских историков, ими были сабейцы. Вначале город назывался Ирам. Это слово упоминается в Библии, но еще чаще — в Коране. По преданию, город был воздвигнут титанами, решившими создать здесь земной рай. «Многоколонный» Ирам утопал в изумрудных садах, разбитых на берегах медовых рек. Великолепные здания были украшены золотом, серебром, ценными породами деревьев. Племя титанов называлось «ад». От этого-то названия, как полагают, и произошло слово «Аден», означающее, собственно говоря, «адиты». Слова «Аден» и «Эдем» по-арабски не различаются, что косвенно свидетельствует в пользу нахождения исторического рая именно здесь. Согласно легенде, имеющей хождение в Йемене, Аллах погубил адитов за их высокомерие и неприятие ислама. Спасся только Худ, единственный адит, принявший ислам. И по сей день со всех уголков Южной Аравии стекаются паломники к Могиле Худа, что в восточной части долины Хадрамаут, а именно в этом районе, согласно Корану, обитали адиты. Кстати, слово Хадрамаут явно неарабского происхождения. По-арабски оно произносится и пишется точно так же, как то, что мы называем словом «гадрумет», то есть название тунисского города Сус во времена расцвета Карфагена. Это название как ниточка связывает Йемен со Средиземноморьем. И ниточка эта не единственная. Сабейская монета копирует древнегреческую драхму. На ней, как и на афинских монетах, тоже изображена сова, а сабейские буквы настолько похожи на древнегреческие, что неспециалист вполне может спутать их. Можно сослаться, например, и на то, что на острове Делос в Эгейском море было найдено изображение главного южноаравийского бога Вадда, бога Луны.
            Не только Йемен хранит воспоминания о населявших его европейцах. На рубеже четвертого и третьего тысячелетий до нашей эры на территории нынешнего Судана и Египта сформировалась культура, которую археологи условно обозначают как культуру группы «А». Носителями ее были индоевропейцы. Более поздняя мероитская культура Судана представляла собой причудливый конгломерат древнеегипетской цивилизации, эллинизма, древней индийской культуры, а в последующем и римской цивилизации. От этих индоевропейцев египтяне узнали про коневодство, про новейшие методы обработки металлов, про достижения древних и новейших математиков. Кривой железный меч и составной лук египтяне получили от завоевателей гиксосов. Птолемеи, веками правившие Египтом, принимали египетскую веру, называли себя египетскими именами, строили величественные храмы для прославления египетских богов. И гиксосы, и европейцы-Птолемеи проявили себя как настоящие египетские патриоты.
            Хрестоматийная истина о том, что европейцы как раса сформировались первоначально в Азии и Африке, далеко не нова и уж, во всяком случае, не оригинальна. Но, как и всякое великое обобщение, истина эта неожиданно ярко высвечивается через призму небольших, но вполне конкретных фактов. Вот один из них.
            В декабре 1966 года в районе египетской деревни Абусир, расположенной к северу от Саккары, знаменитой некрополями древнего Мемфиса, прошел сильный дождь. Ливень обнажил каменные глыбы, явно обработанные человеческой рукой. Случаю было угодно распорядиться так, что именно в это время и именно здесь работала археологическая экспедиция. Остатки древней постройки не могли не заинтересовать ученых, и вскоре из-под земли, из развалин доисторического храма одна за другой были извлечены несколько каменных стел. Одна из них сразу же привлекла особое внимание. На ней была изображена молодая пара: юноша и девушка, стоящие лицом друг к другу. Их правые руки слились в нежном рукопожатии, а левые были устремлены к лицам друг друга. Казалось, что ладони только что оторвались от милых щек. От всего изображения веяло нежной грустью, словно мы застали сцену вынужденной разлуки влюбленных. Все было необычно на этой стеле для искусства Египта примерно шестого века до нашей эры: и позы, и одежды (кстати, непохожие на греческие), и прически, и европейские лица с курносыми носами. Когда-то на стеле была и надпись, но от нее сохранилось лишь несколько конечных букв, похожих на сабейские, финикийские, греческие, латинские, словом, восходящие к одним и тем же прототипам, взятым из критского линейного письма. Надписи на других стелах сохранились лучше. Буквы настолько были похожи на кириллические, что автору этой статьи трудно было удержаться от попытки прочесть надпись. Не сразу, но получилось. Результат оказался неожиданным.
            На стеле было начертано:
            ОТОДВИНЬ ЭТО. ВХОД ВЕДЕТ В ПОДЗЕМЕЛЬЕ.
            И это не перевод, а всего лишь стилистическая редакция того, что было написано фактически. Судите сами - вместо ОТОДВИНЬ начертано ЕТКВАРНИ
            Вместо ВНИЗ В ПОДЗЕМЕЛЬЕ на камне высечено: ВНИСКНРЕ
            Чтение других надписей подтвердило первый результат и правильность подхода. На сегодняшний день расшифровано более тридцати таких надписей. Все они короткие, даже лаконичные, но, думается, достойны отдельного разговора. Как-никак речь идет о праславянских надписях, сделанных за полторы тысячи лет до Кирилла и Мефодия! Конечно, было бы большой наивностью отождествлять всех доисторических индоевропейцев, населявших Северную Африку и Южную Аравию, со славянами, тем более с русскими. За тысячи лет этносы распадались и формировались вновь, изменяясь до неузнаваемости. К слову сказать, русскими (буквально «русии», то есть «русые») древние греки называли предков нынешних шведов. И все же, пожалуй, другой крайностью было бы не замечать, что русский этнос вырос из тех же славяно-греко-латинских корней, что и многие другие европейские этносы, а стало быть, русские также причастны к славным деяниям доисторических европейцев, населявших когда-то арабские страны


/Вернуться к содержанию/
Томск счетчик посещений скачать